• Русский
ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В УЗБЕКИСТАНЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
7967 | 18 Авг. 2021 г.

Илхом ДЖУРАЕВ,
главный специалист
Центра «Стратегия развития»

Выборы, как известно, являются продуктом многовекового исторического развития человеческого общества и являются институтом, возникшим с целью формирования усовершенствованных моделей государства и общества. К настоящему времени практически во всех странах мира (за исключением стран с абсолютным монархическим правлением) демократические выборы, связанные с формированием органов государственной власти и самоуправления, уже успели стать неотъемлемой составляющей политической системы.

В частности, международные эксперты также отмечают, что в последнее время выборы, проводимые на основе прозрачных и демократических принципов, приобретают все большую популярность. В частности, согласно специальным исследованиям, проведенным Международным фондом избирательных систем (IFES), если в 1950-х годах в странах мира было проведено около 200 выборов в органы власти высшего уровня, то в 1990-х годах их было 600, а в 2010-х годах – в среднем 800.

Выборы в Узбекистане также являются важной составляющей политической системы. За годы независимости проведение демократических выборов в стране стало, в прямом смысле, важной общественно-политической традицией. В частности, с момента обретения Республикой Узбекистан независимости было проведено 5 президентских выборов.

В частности, если на первых президентских выборах, состоявшихсяь 29 декабря 1991 года, избирателей, принявших участие в этих выборах, составило 9 млн 900 тысяч 958 человек, то на президентских выборах, состоявшихся в пятый раз 4 декабря 2016 года, число избирателей составило 20 млн 461 тысячу 805 человек.

В то же время, если первоначально на президентских выборах в Узбекистане были выдвинуты кандидаты в президенты от Народно-Демократической партии Узбекистана и Демократической партии Эрк, то в результате проведенных за прошедший период реформ в политической жизни страны и внедрения практики многопартийности  число партий, участвующих в президентских выборах, на сегодняшний день достигло пяти.

В частности, на состоявшемся вчера заседании Центральной избирательной комиссии в соответствии со статьями 14, 16, 63 Избирательного кодекса Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией были рассмотрены документы Экологической партии Узбекистана, Народно-Демократической партии Узбекистана, Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана, Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» и социал-демократической партии Узбекистана «Адолат», поданные для участия в выборах Президента Республики Узбекистан. Была принято решение о предоставлении указанным партиям разрешения на участие в выборах Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 24 октября 2021 года.

Кроме того, за прошедшие пять лет произошли большие изменения в жизни нашего народа, страны, общества и национальном избирательном законодательстве. В частности, в Послании Президента Республики Узбекистан палатам Олий Мажлиса 22 декабря 2017 года была выдвинута инициатива по совершенствованию избирательного законодательства, принятию целостного документа, отвечающего международным нормам и стандартам. В короткие сроки был разработан избирательный кодекс, который включает в себя пять правовых актов, касающихся выборов в нашем национальном законодательстве.

Избирательный кодекс Республики Узбекистан, вступивший в силу 26 июня 2019 года, имеет большое значение в политической истории нашей страны и является основным документом, объединяющим законы, регулирующие организацию и проведение выборов президента, парламента и представительных органов на местах.

В частности, во вновь принятом Избирательном кодексе  нашли свое отражение рекомендации Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), а также такие принципы, как всеобщее избирательное право, равное избирательное право, право тайного голосования. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбекистан», подписанный 31 мая 2021 года, создал широкие возможности для гарантирования избирательных прав граждан, обеспечения верховенства закона в предвыборном процессе и на выборах, проявления своей гражданской позиции для широких слоев населения.

То есть из-за изменений в законодательстве президентские выборы в Узбекистане, запланированные на 2021 год, были перенесены с декабря на октябрь текущего года, и время участия избирателей в голосовании было установлено с 08.00 утра до 20.00 вечера. В процессе каждого изменения законодательства учитывались пожелания и предложения тысяч избирателей. Это создало основу для устранения многих негативных случаев, таких как проблемы, с которыми сталкивались наши избиратели, когда они участвовали в голосовании с 06.00 утра в суровые и холодные зимние дни,  во время традиционно проводимых выборов.

В частности, в 18-ом пункте Государственной программы, реализуемой в рамках Стратегии действий на 2021 год «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», также поставлена задача определить конкретные меры по подготовке и проведению на высоком уровне выборов Президента Республики Узбекистан. Во исполнение данного пункта 14 апреля 2021 года было принято постановление Центральной избирательной комиссии «Об утверждении программы основных мероприятий по подготовке к выборам Президента Республики Узбекистан».

Это гарантирует, что на выборах Президента Республики Узбекистан, проводимых на основе Избирательного кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с конституционными правилами и международными избирательными стандартами Президент Республики Узбекистан, то есть глава государства, будет избираться на основе принципа периодичности.

Вместе с тем, в целях определения конкретных мер по подготовке и проведению на высоком уровне выборов Президента Республики Узбекистан 7 июня 2021 года было принято совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты и Кенгаша Сената Олий Мажлиса «О национальной программе действий по повышению электоральной культуры населения». Совместным постановлением разработана «дорожная карта» из 35 пунктов по 5 направлениям. В частности, в данной дорожной карте определены конкретные сроки выполнения каждой задачи и ответственные за нее ведомства.

В частности, в постановлении предусмотрены задачи, направленные на повышение активности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. С 1 сентября 2021 года в регионах предусмотрено проведение конкурса на получение государственного гранта по проектам институтов гражданского общества, направленным на повышение культуры выборов граждан на тему «30 лет свободным выборам», реализация социального проекта «Дорога к избирательному участку» по содействию реализации избирательных прав лиц с ограниченными физическими возможностями.

Подводя итог, можно сказать, что за прошедший период в Узбекистане была создана система, в полной мере отражающая демократические принципы избирательного законодательства и проведения выборов. Выборы в президентские, парламентские и местные представительные органы, проводимые на основе этих принципов, высоко оцениваются многими международными организациями и наблюдателями, такими как Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

 


8
Похожие новости