• Русский
  • Государственная программа 2021
ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ: СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ
852 | 06 Окт. 2021 г.

5 октября 2021 года в Ташкенте по инициативе центра «Стратегия развития» совместно с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Министерством юстиции Республики Узбекистан была организована международная конференция на тему «Узбекистан: стремительные реформы за пять лет».

В конференции приняли участие члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководители органов государственного управления, ННО, институтов гражданского общества, международных организаций, послы иностранных государств, международные и местные эксперты, специалисты, а также представители местных и зарубежных СМИ.

На мероприятии докладчиками были заслушаны аналитические отчеты по результатам реформ, осуществленных в рамках Стратегии действий, оценки и мнения представителей гражданского общества, отечественных и международных экспертов.

В частности, глава Делегации Европейского Союза Шарлотта Адриан, вице-президент Венецианской комиссии Совета Европы Филип Димитров, глава представительства Европейского банка реконструкции и развития Алкис Дракинос и глава представительства JICA Сугуру Миядзаки, координатор проектов ОБСЕ Ханс-Ульрих Им и другие представили свои мнения и рекомендации по итогам реформ в рамках Стратегии действий и продолжению начатых реформ в стране.

В ходе мероприятия исполнительным директором Центра «Стратегия развития» Эльдором Туляковым была проведена презентация электронной платформы Reforms.uz, которая содержит в простой и доступной форме информацию обо всех реформах, осуществленных в рамках Стратегии действий и их результатах, и механизмов ее работы.

– В процессе создания данной платформы специалисты Центра «Стратегия развития» и Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) изучили огромный объем информации – как официальные цифры и статистику государственных органов, так и отчеты международных организаций, оценки зарубежных экспертов и гражданского общества, – подчеркнул Э.Туляков.

В частности, из более чем 1 200 документов, представленных более чем 70 министерствами и ведомствами, было отобрано более 400 наиболее важных, и эта информация была размещена на платформе на простом и понятном всем языке.

Теперь через платформу Reforms.uz каждый гражданин нашей страны может ознакомиться с результатами реформ по интересующей его теме. Все цифры на платформе представлены в сопоставимой форме, чтобы наблюдатели могли сравнить все данные за период с 1991 по 2016 год и с 2017 по 2021 год. Самое главное, что информация размещена на платформе на узбекском, русском и английском языках.

Следует отметить, что первым приоритетным направлением Стратегии действий стало проведение ряда административных реформ, направленных на совершенствование системы государственного и общественного строительства. В частности, ликвидированы 110 неэффективно функционирующих межведомственных органов. Было создано 10 новых министерств и ведомств, а 6 государственных функций были переданы частному сектору.

С 2017 года в Узбекистане функционируют Народные приемные и Виртуальные приемные Президента. Они обеспечивают прямой диалог с населением, оперативное реагирование и решение проблем на местах. С 2017 по 2020 год через них было изучено и положительно решено 10,1 млн. обращений.


В результате борьбы с бюрократией количество документов, необходимых для пользования госуслугами, сократилось в 2 раза (со 167 до 79). За 4 года количество услуг, предоставляемых по принципу «Единого окна», увеличилось в 10 раз (с 16 до 157).

Выступивший на конференции министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов особо отметил, что для реализации Стратегии действий последовательно, исходя из ежегодных наименований, были приняты 5 государственных программ, на реализацию которых направлено 114 трлн. сумов и около 31 млрд. долларов США, выдвинуто в общей сложности 118 фундаментальных идей для развития Узбекистана, а также за истекший период приняты 311 законов, около 2000 указов и постановлений Президента, более 3000 правительственных решений.

Председатель Верховного суда Козимжон Комилов в своем выступлении остановился на ряде реформ, осуществленных в судебной системе. Констатируется, что в результате этих реформ в 2018 году были созданы административные суды для рассмотрения дел о неправомерных действиях (или бездействии) государственных органов и должностных лиц в целях защиты прав граждан и интересов предпринимателей. Административными судами в период с 2017 года по сентябрь 2021 года рассмотрено 68 тыс. заявлений и удовлетворено 44,3 тыс., в частности, 5,3 тыс. решений хокимов признаны незаконными.

Внешнеторговый оборот республики в 2017–2020 годах вырос в 1,4 раза, уровень инфляции снизился с 18,8% до 11,1%, золотовалютные резервы увеличились с 26,4 млрд. долларов до 34,9 млрд. долларов.


Узбекистан отменил таможенные пошлины на все экспортируемые товары и услуги, упростил процедуру экспорта и лицензирования, установил «нулевые» ставки таможенных пошлин на 60% импортируемых товаров и снизил ставки импортных таможенных пошлин до 6,45%. В результате реформы значительно вырос сектор малого бизнеса: в 2016 году в республике было зарегистрировано 27 тысяч, а в 2020 году – 93 тысячи субъектов малого предпринимательства.

В 2017–2020 годах Узбекистан выделил 1618 млрд. сумов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в 1991–2016 годах – 227 млрд. сумов). Из них 61,6 млрд. сумов направлено на лекарства для лечения онкологических заболеваний (8,3 млрд. сум в 1991–2016 годах), 217,4 млрд. сумов – на препараты для гематологии и онкогематологии (в 1991–2016 гг. – 2,8 млрд. сум).

В результате реформы системы государственного образования в 2017–2020 годах было построено 328 новых школ и восстановлено 11 летнее обязательное школьного образование.


Большие изменения произошли и в системе дошкольного образования. Если в 2016 году функционировало 5,2 тыс. детских садов, то в 2020-м их стало 18,3 тыс. (в том числе количество государственных детских садов увеличилось с 5 тыс. до 6,2 тыс.). Уровень охвата детей дошкольным образованием достиг 61% в 2020 году, в то время как в 2016 году этот показатель составлял 27,7%.

В Узбекистане ведется активная работа по сокращению бедности: уровень бедности снизился с 28% в 2000 году до 11% в 2020 году. Малообеспеченные семьи были освобождены от оплаты за детские сады, школьники – дети из малообеспеченных семей - обеспечиваются сезонной одеждой.

На мероприятии также была подробно обсуждена работа, осуществляемая в сфере обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществления взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.
 

В частности, впервые Узбекистан был исключен из списка стран, «вызывающих особую обеспокоенность» по религиозным вопросам. Были укреплены дружественные и взаимовыгодные связи с соседними странами, урегулированы вопросы, касающиеся границ и использования водно-энергетических ресурсов.

Сейчас в Узбекистане действует безвизовый режим для граждан 86 государств (в 2016 году он действовал для 9 государств), республика поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.

Укрепился оборонный потенциал Узбекистана: доля военнослужащих на контрактной основе выросла до 68% (37% в 2016 году), уровень оснащенности войск современным вооружением увеличился в 5 раз.

Также участниками международной конференции было признано, что «Стратегия действий» нашла свое полное отражение в сложившейся ситуации, когда в современном мире происходят кардинальные изменения в условиях глобализации, что она является важным национальным стратегическим документом на ближайшую перспективу по реализации пяти важнейших для Узбекистана приоритетных направлений политических, правовых, экономических, социальных реформ.

Во второй части мероприятия участники, разделившись на сессии, проанализировали достигнутые результаты с отраслевыми специалистами в рамках пяти направлений реализации Стратегии действий, выработали свои предложения и рекомендации по текущим задачам.

В конце каждой сессии проводились интенсивные обсуждения. По итогам конференции зарубежные и отечественные эксперты также поделились своими мнениями.

Информационная служба
Центра «Стратегия развития»


3
Похожие новости