ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
Центр Стратегия Развития

Центральная Азия: новый взгляд на транспортно-логистическую сферу


В центре «Стратегия развития» прошел второй методический семинар с представителями фонда «Peace Nexus» (Щвейцария) в рамках проекта «Развитие транспортных коридоров в Центральной Азии и эффект инициативы «Один пояс – один путь».

Проект реализован с участием представителей Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан, Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики, экспертно-аналитических центров Евразийской интеграции Республики Казахстан и Евразийских научно-исследовательских институтов.

Исследование нацелено на определение уровня взаимоотношений государств региона в вопросах транспортных и энергетических коридоров, выявление взаимных и несовпадающих интересов. Оно также фокусируется на оценке потенциала ресурсов и механизмов для сотрудничества между государствами Центральной Азии с одной стороны, и для их взаимодействия с ведущими странами, с другой стороны.

Следует отметить, что транспортно-логистическая сфера, являющаяся одним из основных приоритетов внешней политики Узбекистана, имеет важное и актуальное значение в формировании конструктивных и взаимовыгодных отношений со странами Центральной Азии.

Через регион проходят кратчайшие маршруты, соединяющие между собой крупные международные рынки. Транспортно-транзитный потенциал региона определяется его геостратегическим положением в центре Великого шелкового пути, исторически служившего мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Президент Ш. Мирзиёев, выступая на консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Нурсултане в 2018 году подчеркнул, что приоритетом должна стать реализация транспортно-коммуникационных проектов, которые позволят связать Центральную Азию с крупнейшими морскими портами и мировыми рынками.

Одним из важных вопросов, стоящих сегодня перед странами ЦА, является формирование условий для перевозки товаров через их территорию. Прежде всего, речь идёт о модернизации транспортной инфраструктуры и создании логистических услуг таким образом, чтобы скорость сухопутных перевозок товаров и снижение расходов позволили конкурировать с морским транспортом. Это особенно важно с учётом того, что, по прогнозам, к 2020 г. ожидается увеличение перевозок по автомобильным и железным дорогам всех грузов между Азией и Европой с нынешних 1-2% до 10%.

Вместе с тем, страны региона не имеют прямого выхода к морским портам. По оценкам экспертов, на сегодняшний день более 90% грузовых перевозок в межконтинентальной торговле между Азией и Европой осуществляется морским путём. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, расходуют около 18% своих экспортных поступлений на оплату транспортных услуг, тогда как в целом развивающиеся страны тратят 9%.

По данным ЮНКТАД, для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60% стоимости импортируемых товаров.

Страны региона предпринимают активные усилия по созданию на своей территории высокоразвитой и функциональной транспортной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям.

Также, они стремятся сформировать полноценную собственную транспортную систему, способствующую реализации поставленных политических, экономических и других задач. Кроме этого, разветвленная транспортная сеть, интегрированная с аналогичными коммуникациями других стран, позволяет осуществлять транспортировку собственных международных, а также транзитных грузов, что является дополнительной статьёй пополнения бюджета.

Центральная Азия является важным мостом для мировой торговли, трансконтинентальной связи, соединяющей транспортные коридоры, проходящие по маршруту Север-Юг и Запад-Восток. На сегодняшний день ЦА стала основой систем транзитных коридоров, которая способствует увеличению потока товаров и капитала между мировыми центрами производства в Азии и Европе.

По итогам данного семинара было принято решение о подготовке совместного доклада по развитию транспортных коридоров Центральной Азии за последние пять лет, и презентации данного доклада на следующем семинаре в декабре текущего года.