• Русский
ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
Центр Стратегия Развития

РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ НАРОД ЖДАЛ МНОГИЕ ГОДЫ


В настоящее время уровень урбанизации в Узбекистане составляет 50,5%, то есть 50,5% населения страны проживает в городах. Согласно международному рейтингу, разработанному ООН, Узбекистан занимает 155-е место среди 233 стран мира по этому показателю.

В то же время, региональная мобильность сельского населения в Узбекистане, то есть миграционное движение, находится на низком уровне, в результате чего уровень занятости населения в селах остается низким.

Кроме того, отсутствие целенаправленной долгосрочной стратегии жилищно-строительной политики является одной из самых больших проблем, учитывая недостаточное обеспечение населения коммунальными услугами в городских районах, особенно в малых и средних городах.

В то же время, отсутствие целостной системы разработки устаревших строительных норм и правил, в том числе градостроительной документации, также оказывает негативное влияние на жилищное строительство. Кроме того, качество проектирования жилья и жилых комплексов остается на низком уровне.

Эти и другие проблемы препятствуют ускорению процессов урбанизации и социально-экономическому развитию нашей страны.

Из зарубежного опыта известно, что высокий уровень мобильности и свободное передвижение населения являются одним из факторов, вносящих весомый вклад в развитие государств, повышение уровня жизни населения.

В своем Послании Парламенту Президент особо подчеркнул необходимость комплексного развития регионов и создания благоприятных условий для жизни населения, ускорения процессов урбанизации, которые приветствовались не только нашим народом, но и представителями международного сообщества.

В Послании было отмечено, что в текущем году будут разработаны комплексные меры по развитию 12 населенных пунктов семи крупных городов – Андижана, Бухары, Самарканда, Карши, Ферганы, Намангана и Нукуса.

Исходя из вышеперечисленных проблем, нетрудно понять, насколько правильны и жизненно важны задачи, поставленные по инициативе Президента, и почему наш народ так этим доволен.

Согласно статистике, на данный момент только 18% населения мира проживает в крупнейших мегаполисах, и именно они производят две трети всего экономического достояния и 9 из 10 инноваций.

Города всегда служили основой человеческого развития. Именно в этих городах накапливаются богатства, повышается уровень жизни миллионов людей.

В Послании отмечалось, что существует огромный разрыв между регионами, где проживает основная рабочая сила и где создаются рабочие места, и что решением этой проблемы является либерализация внутренней миграции.

Действительно, на данный момент устаревшая система учета внутренней миграции населения в Узбекистане не позволяет точно оценить демографическую нагрузку на инфраструктуру в населенных пунктах.

Вместе с тем, в Узбекистане не существует единая миграционная политика, позволяющая равномерно распределять население между густонаселенными и малонаселенными территориями, а также направлять миграционный поток из регионов с избыточной рабочей силой в регионы с низкой рабочей силой.

В этой связи глава государства дал поручение правительству совместно с парламентом изучить международный опыт и выработать конкретные предложения по реформированию системы прописки до 1 апреля 2020.

Следовательно, из международного опыта хорошо известно, что стимулирование миграции сельского населения Узбекистана в города, реформирование системы урбанизации и прописки приведет к ускоренному развитию страны во всех сферах и отраслях.

В частности, этот фактор способствует повышению уровня жизни людей, повышению их благосостояния. Это также позволит повысить эффективность производства из-за конкуренции работников и персонала и, как следствие, обеспечить высокую конкурентоспособность производителей на мировых рынках.

Кроме того, повышение благосостояния населения увеличит поступления от налогов, что улучшит качество предоставляемых услуг.

В этом смысле эту гуманную идею Президента многие восприняли с большим энтузиазмом, как реформу, которую все ждали многие годы.

Фуркат ЮНУСОВ,
Руководитель проекта Центра «Стратегия развития»