• Русский
  • Государственная программа 2021
ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
Центр Стратегия Развития

Влияние глобальных экономических изменений в мире на экономику Узбекистана: какие важные меры необходимо предпринять?

В настоящее время китайский коронавирус представляет серьезную угрозу не только для жизни человечества, но и для некоторых государств и мировой экономики в целом. Эта эпидемия привела к нарушению торговой и промышленной цепочки между Китаем и другими странами. Из-за паники, инвесторы продали все свои акции, а кризис, возникший на ведущих мировых биржах, по мнению экспертов, не наблюдался в последние 10 лет.

Эта ситуация представляет собой не просто «информационную панику», а серьезную угрозу для мировой экономики, которую создают действия ведущих мировых финансовых институтов, международных организаций и некоторых стран.

В частности, 3 марта текущего года в целях поддержания стабильной экономической активности Федеральная резервная система США снизила базовую процентную ставку на 0,5 процентных пункта. Важно отметить, что это решение было принято впервые после кризиса 2008 года. В то время при Министерстве финансов США была создана специальная группа по развитию малого и среднего предпринимательства.
Также, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снизила прогноз темпов роста мировой экономики в 2020 году до 0,5%. ОЭСР сталкивается с проблемами, связанными с разрывом текущей цепочки поставок мировой экономики, стоящей «на краю пропасти» из-за торговых войн и политической напряженности, а также со снижением спроса на ресурсы, тенденциями к снижению туризма, и с уменьшением доверия потребителей из-за болезни.

Согласно отчету ОЭСР, по худшему сценарию (Downside scenario), глобальное распространение масштабов эпидемии, меры, применяемые против нее, и паника, наносят серьезный ущерб производству, что в конечном итоге приведет к рецессии в экономике. В результате, глобальный экономический рост, как ожидается, снизится до 1,5%. Считается, что влияние этой ситуации на страны может быть сильным и продолжительным.

В целом вполне естественно, что последствия этих негативных тенденций в мировой экономике окажут свое влияние и на Узбекистан, как часть глобальной экономики. Хотя уровень взаимосвязи в Узбекистане не так высок, как в развитых странах, серьезные изменения, происходящие в них, безусловно, окажут серьезное влияние на экономику страны.

Особо следует отметить, что Китай является крупнейшим торговым партнером Узбекистана. В 2019 году внешнеторговый оборот с Китаем составил 7,6 млрд. долларов (18,1% от общего объема внешнеторгового оборота), экспорт – 2,5 млрд., импорт – 5,1 млрд. долларов.
Снижение спроса на энергоресурсы в Китае приведет к снижению объемов экспорта Узбекистана в Китай, в том числе экспорта природного газа. Учитывая тот факт, что Узбекистан занимает 3-е место (14,1%) по объему источников энергии и нефтепродуктов, то есть природного газа, на долю которого приходится 36,4% от общего объема экспорта в Китай, можно сделать вывод, что такая ситуация приводит к сокращению валютных поступлений в Узбекистан.
Также, вполне вероятно, что сокращение поставок сырья и комплектующих из Китая, рост транспортных расходов, перебои в обеспечении производства нанесут серьезный ущерб промышленному сектору Узбекистана. Причина заключается в том, что доля Китая в общем объеме импорта машин и оборудования, необходимого для промышленности Узбекистана, составляет 30,9%. Кроме того, самым крупным показателем (24,0%) является доля Китая в объеме импорта химической продукции и изделий из нее.

Эти и другие причины порождают необходимость принятия важных краткосрочных мер по данной ситуации в Узбекистане. Для этого, во-первых, необходимо оказать дополнительную поддержку фискальной и денежно-кредитной политике и усилить структурную реформу в стране. Эти меры будут способствовать стабилизации экономического роста, повышению доверия потребителей и инвесторов, и помогут снизить неопределенность.

Во-вторых, целесообразно принять меры, направленные на укрепление финансового положения предприятий и организаций, в том числе, на снижение налоговых ставок на определенный срок, предоставление «налоговых каникул», «налоговых кредитов» и возможности продлить погашение в долгосрочной перспективе, а также внедрение механизмов быстрого возврата НДС. Предприятиям, испытывающим проблемы с денежными потоками, особенно малым и средним предприятиям, следует предоставить соответствующую помощь через банки. Следует принять меры по снижению стоимости источников энергии для районов и секторов, которые могут быть повреждены. Для регионов и отраслей с высокой вероятностью экономического ущерба необходимо принимать меры по снижению стоимости энергоресурсов.

В то же время, 9 марта текущего года, на мировом нефтяном рынке возникла еще одна серьезная ситуация, когда цена на нефть зафиксировала свой самый низкий уровень после 2014 года. Эта ситуация возникла из-за того, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Россия не смогли достичь соглашения о сокращении добычи нефти (предложения) после падения глобального спроса на нефть.

Вслед за этой ситуацией на Лондонской бирже резко упали цены на акции ведущих российских компаний, в том числе «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», «Сбербанка», «X5 Retail Group», «Новатэк», «Северстали» и других. На фоне снижения мировых цен на нефть российский рубль начал снижаться – доллар вырос до 72 рублей, а евро до 82 рублей.

Ослабление российского рубля может привести к изменению курса сума, что может сказаться в подорожании экспортных товаров Узбекистана на российском рынке и снижении доходов местных экспортеров, в свою очередь, это также может повлиять на снижение объема валюты в Узбекистане. Также, в результате замедления российской экономики может произойти сокращение прибыли узбекских мигрантов на 3,4 млрд. долларов (5,9% относительно ВВП), приносимой нашей стране.

Учитывая тот факт, что в структуре общих доходов населения доходы от трансфертов составляют 25,3%, данная ситуация может оказать определенное влияние и на уровень жизни населения в Узбекистане.

Для этого надо желательно предпринять меры по стимулированию экономической активности и поддержке занятости. В частности, необходимо расширить финансирование малого предпринимательства, и продлить льготный период выдаваемых кредитов.

Необходимо объявить определенный срок моратория на все разрешительные и бюрократические процедуры, оперативно решать препятствия и проблемы, возникающие в предпринимательской деятельности, принимать кардинальные меры по обеспечению занятости, стимулировать организацию краткосрочных рабочих мест.

Принимаемые меры будут способствовать снижению влияния внешних глобальных экономических последствий на Узбекистан и служить сбалансированию экономической ситуации.

Следует отметить, что снижение основных процентных ставок центральными банками многих стран направлено на повышение инвестиционной привлекательности не в финансовом секторе, а в реальном секторе экономики. Если исходить из опыта 2008 года, то уже тогда наблюдалось, что поток капитала перемещался из развитых стран в развивающиеся страны (Китай). В связи с этим, учитывая, что Узбекистан в настоящее время имеет возможность воспользоваться ситуацией, важно уделить большое внимание созданию благоприятной инвестиционной среды, повысить инвестиционную привлекательность.

Фуркат ЮНУСОВ,
Руководитель проектов Центра «Стратегия развития»