• Русский
ЦЕНТР
“СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ”
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ФАКТОРОМ ОБНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
22048 | 28 Окт. 2021 г.

Нилуфар Нодирхонова,
Начальник отдела Центра «Стратегия развития»
 

Борьба с коррупцией в новом Узбекистане стала наиболее приоритетным направлением государственной политики. Это видно и на примере принятых в последние годы концептуально значимых нормативно-правовых актов, касающихся сферы, административных реформ, направленных на предупреждение коррупции. В частности, большое значение в повышении эффективности противодействия коррупции имеет принятая по инициативе Президента Республики Узбекистан Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, являющаяся основным документом новых реформ Узбекистана.

В приоритетном направлении обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы Стратегией действий, определяющей важнейшие направления развития страны, в качестве одной из важнейших задач определено совершенствование организационно-правовых механизмов противодействия коррупции и повышение эффективности антикоррупционных мероприятий.

Прежде всего, подъем борьбы с коррупцией на качественно и количественно новый уровень является продуктом политической воли Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В частности, мнение главы государства о необходимости прививать общество «вакциной честности» является краеугольным камнем работы в этом направлении. Как отметил Президент в Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан от 24 января 2020 года, «Коррупция в разных ее проявлениях препятствует развитию страны. Если мы не искореним это порочное явление, нам не удастся создать реально благоприятный деловой и инвестиционный климат, ни одна сфера жизни нашего общества не будет развиваться».

Во-вторых, принимаются меры по системному совершенствованию нормативно-правовой базы в этой сфере. В качестве доказательства можно привести вступление в силу закона о противодействии коррупции, а также принятие различных подзаконных актов. В частности, 3 января 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подписал закон «О противодействии коррупции». Целью данного закона является регулирование отношений в сфере противодействия коррупции, в котором наряду с разъяснением таких основных понятий, как «коррупция», «коррупционное правонарушение», «конфликт интересов», прописаны основные принципы противодействия коррупции. Законом также закреплены основные направления государственной политики по противодействию коррупции, система уполномоченных органов, участие органов самоуправления граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации и граждан в данной сфере, меры по предупреждению коррупции, обеспечение неотвратимости наказания и обеспечение международного сотрудничества в этом направлении.

В-третьих, для эффективной реализации мер создан специальный государственный орган, усовершенствованы институциональные основы государственной политики в этом направлении. В частности, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан». В соответствии с указом, в целях формирования и реализации государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции, а также государственных и иных программ, направленных на устранение системных причин и условий совершения коррупционных правонарушений и повышения эффективности антикоррупционных мер, создано Агентство по противодействию коррупции. Был всесторонне изучен зарубежный опыт продвижения международных норм в определении правовых основ, задач и функций, прав и обязанностей агентства. Также были созданы Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции и его территориальные советы. Основная цель этих реформ – искоренение коррупции.

В-четвертых, принимаются государственные программы, охватывающие все государственные и общественные организации, мероприятия, осуществляемые в масштабах страны. В частности, Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2017 года принята первая Государственная программа по противодействию коррупции на 2017–2018 годы, в рамках реализации которой реализованы конкретные меры. Продолжая эти реформы, 27 мая 2019 года Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» утверждена очередная Государственная программа противодействия коррупции на 2019–2020 годы. В качестве одного из последних шагов в этом направлении можно привести Государственную программу противодействия коррупции на 2021–2022 годы, утвержденную Указом Президента от 6 июля 2021 года «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс». В нем указаны 44 меры, четко определены сроки исполнения, ответственные исполнители, механизм исполнения.

В-пятых, обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов на основе мер по противодействию коррупции в стране определяется как приоритетная задача. В частности, принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля» от 16 июня 2021 года. Согласно указу, все органы государственной власти и управления, в том числе Счетная палата, Центральный банк, органы суда и прокуратуры, их структурные и территориальные подразделения, а также хозяйственные общества и государственные унитарные предприятия, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, должны утвердить перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в открытом доступе. Кроме того, был запущен портал «Openbudget» – «Открытый бюджет» для осуществления общественного контроля за регулированием бюджетных расходов, информирования о фактах нарушений бюджетного законодательства и организации процедур внесения предложений по совершенствованию бюджетного процесса.

В-шестых, системно, поэтапно осуществляется еще один важный аспект борьбы с коррупцией – оптимизация государственных органов, повышение их компактности. В частности, 3 апреля 2021 года Президент подписал указ о сокращении штатной численности органов государственной власти и управления. Согласно постановлению, численность работников государственных органов оптимизирована до 15 процентов. В результате в органах государственной власти и управления, их подведомственных и территориальных подразделениях сокращено в общей сложности 5288 штатных единиц. Также сокращены должности 40 заместителей руководителей министерств и ведомств.

В-седьмых, налажено широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное и общественное управление с целью снижения «человеческого фактора» в системе государственного управления – одного из важнейших аспектов предупреждения и устранения коррупционных проявлений. В целях устранения административных и бюрократических барьеров, упрощения и повышения оперативности процедур регистрации, лицензирования и выдачи разрешений во всех регионах создан 201 центр государственных услуг. Если в 2017 году этими центрами было оказано 37 видов государственных услуг, то в 2018 их стало 106, а в 2019 – уже 133. С 2020 года через центры оказывается 148 видов прозрачных, удобных и быстрых государственных услуг.

В-восьмых, борьба с коррупцией осуществляется в комплексе с имплементацией международного опыта и соответствующих норм права в законодательство и практику страны. В частности, создание Агентства по борьбе с коррупцией является примером имплементации в стране соответствующих статей Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, ратифицированной Узбекистаном, а также «Джакартских принципов» в международной антикоррупционной практике.

 В-девятых, при широком участии общественности осуществляется создание бескомпромиссной антикоррупционной среды. В частности, кардинально усовершенствована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы Народные и Виртуальные приемные Президента, «Телефон доверия», а также «телефоны доверия», «виртуальные приемные» министерств и государственных ведомств, налажена практика проведения «выездных приемов» государственных руководителей всех уровней в целях обеспечения прав и свобод граждан.

В-десятых, в борьбе с коррупцией осуществляется процесс широкого внедрения системы «комплаенс-контроль» в государственных органах и хозяйствующих субъектах. В частности, в государственной программе противодействия коррупции на 2019–2020 годы выдвинуты соответствующие задачи по внедрению в организациях с государственной долей в уставном фонде системы противодействия коррупции «комплаенс-контроль», мониторингу ее эффективности и установлению порядка сертификации в соответствии с соответствующим антикоррупционным стандартом (ISO 37001). Исходя из указанных задач, Агентством по противодействию коррупции в 26 министерствах и ведомствах проводится работа по сокращению доли теневой экономики и внедрению системы внутреннего антикоррупционного контроля «комплаенс-контроль».

Конечно, масштабы проделанной работы достойны похвалы, но есть и вопросы, которые еще ждут своего решения. По данным Антикоррупционного агентства, за 6 месяцев 2021 года в отношении 2544 должностных лиц расследовано и направлено в суды 1676 уголовных дел, связанных с коррупцией. По итогам судебного разбирательства установлено, что по уголовным делам о коррупции причинен материальный ущерб на сумму 592,5 млрд. сумов, из них взыскано 170,8 млрд. сумов (28 процентов), 421,7 миллиарда сумов будет взыскано со стороны Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре.

В свою очередь, в Индексе восприятия коррупции в рейтинге международной неправительственной организации Transparency International за 2020 год, опубликованном в январе 2021 года, Узбекистан занял 146-е место из 180 стран с 26 баллами, поднявшись на 7 позиций. Если в 2019 году Узбекистан занял 153-е место с 25 баллами, то в 2018 году этот показатель составил 158-е место с 23 баллами. Узбекистан за два года поднялся на 12 ступеней и показал значительный положительный результат в борьбе с коррупцией в Центрально-Азиатском регионе. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что проводимые в стране реформы в сфере противодействия коррупции дают эффективные результаты.


35
Похожие новости